четверг, 13 сентября 2018 г.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ УЗБЕКИСТАНА

Ибрагимов Умидулла Назриллаевич1, Абдуалибеков Азизбек Тулкунович2, Дадабоева Замина Султонмурод кизи3
1АО “Ўзбекистон темир йўллари”, начальник управления обеспечения информационной безопасности и информационного развития
2Научно-образовательный центр корпоративного управления, слушатель
3АО “Ўзбекистон темир йўллари", управление организации и контроля промышленной деятельности

Аннотация
Наша страна занимает важное геостратегическое положение в Центральной Азии, через территорию которой с древних времен пролегал Великий Шелковый путь, где сходились многочисленные торговые маршруты, и шел интенсивный процесс взаимообогащения культур народов мира. И сегодня здесь пересекаются транспортные магистрали, ведущие с Востока на Запад, с Юга на Север. Для нас должна быть актуальна задача сохранения места в международных перевозках с целью развития эффективности перевозок.

Библиографическая ссылка на статью:
Ибрагимов У.Н., Абдуалибеков А.Т., Дадабоева З.С.к. Пути повышения транзитного потенциала железных дорог Узбекистана // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2017/10/15349 (дата обращения: 08.06.2018).
Наша страна занимает важное геостратегическое положение в Центральной Азии, через территорию которой с древних времен пролегал Великий Шелковый путь, где сходились многочисленные торговые маршруты, и шел интенсивный процесс взаимообогащения культур народов мира. И сегодня здесь пересекаются транспортные магистрали, ведущие с Востока на Запад, с Юга на Север [1].  Для нас должна быть актуальна задача сохранения места в международных перевозках с целью развития эффективности перевозок.
Всем известно, что в общем объёме перевозок значительную роль в экономическом отношении занимают транзитные перевозки.  За 2016 год объем перевозок транзитных грузов составил 7,8 млн. тн, повышение к 2015 году на 4,4 %, доходы от перевозок – 730,9 млн. долл., повышение на 3,6 %.  По прогнозным информациям в 2017 году  объём транзитных грузов составит 8,2 млн. тн, доходы от перевозок ожидается  767,4 млн. долл. [2]. Следовательно наблюдается некоторое снижение объёма транзитных перевозок с 2013 года, транзитные перевозки снизились в среднем на 30% по сравнению с 2016 годом.
Согласно ежегодной статистики ОСЖД за 2015 год в международном сообщении было перевезено более 4,9 млрд. тонн грузов, в 2014 году было перевезено более 5,5 млрд. тонн грузов. Причем с 2009 по 2011 гг. объемы перевозок грузов росли. Так, в 2011 году объем перевозок грузов возрос на 14,8% по сравнению с 2009 годом. В 2011-2015 гг. наблюдается сокращение объемов перевозок грузов в международном сообщении стран-участниц ОСЖД. Так, в 2015 году объемы перевозок по сравнению с 2011 годом снизились на 21%,  в 2014 году на 11% по сравнению с 2015 годом, в 2013 году на 14% по сравнению с 2015 годом [3].
По нашему мнению, основными причинами снижения транзитных перевозок Республики Узбекистан являются: увеличение перевозок грузов через альтернативные коридоры; увеличения сроков доставки в связи с задержкой и досмотром таможенными органами транзитных вагонов на территории Узбекистана в среднем 11-13 суток.
Все страны Центральной Азии, кроме Таджикистана, строили или строят железные дороги, цель их строительства – обойти своих соседей. [4]. В связи с транзитными трудностями перевозок через соседние страны в Узбекистане были построены новые железнодорожные пути, которые позволяют избегать транзита через определённые страны при внутренних перевозках. Здесь велика роль строительство железнодорожной линии Ташгузар – Байсун – Кумкурган. Эти новые дороги окажут положительное воздействие на экономическое развитие Узбекистана.
По нашему мнению, с целью оптимизации перевозок грузов Узбекистан должен формировать альтернативные и эффективные маршруты с южными и восточными соседями, как Афганистан и Китай. Сначала целесообразно соединение Китая с Узбекистаном через Кыргызию. В этом направлении велика роль важного стратегического проекта – новой электрифицированной железной дороги “Ангрен-Пап”. Новая железная дорога проходить вдоль северной границы Узбекистана с Таджикистаном [5] и соединить Китай через Узбекистан с европейскими странами. В 1997г. был подписан трехсторонний меморандум, и начали изучаться возможные варианты прокладки полотна по созданию железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. На сегодняшний день по следующим фактам можем показать важность этого коридора:
- по морскому пути через Суэцкий канал доставка грузов 30-40 суток;
- перевозка по Казахстану осуществляется по Каспийскому морю с двумя перегрузками: 1) на территории Казахстана на морской транспорт; 2) на территории Азербайджана с морского на железнодорожный, и пропускная способность пограничных станций Казахстана Достлык и Хоргос переполняется;
- из-за ослабленных экономических отношений России с ЕС грузоперевозки по России не стабильны.
Согласно прогнозным данным, приведенных в статье [6] по межгосударственным стыковым пунктам Китай – Казахстан к 2017 г. ожидается объем более 25 млн. тонн транзитных грузов в Центрально-Азиатские страны и в страны ЕС. Причем ежегодный прирост будет увеличиваться на 3 млн. тонн. Соответственно, если предположить, что 30% грузов сможет переориентироваться на предлагаемый коридор Китай – Кыргызстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция – Болгария (ЕС) за счёт меньших затрат на перевозку и уменьшения срока доставки, то ожидаемый поток транзитных грузов будет составлять около 7,5 млн. тонн. А ежегодный прирост будет составлять около 1 млн. тонн. Учитывая что в данный Китай и Узбекистан не связаны железнодорожными линиями целесообразно будет организовать смежные перевозки.  В настоящее время существует автодорожная инфраструктура в Кыргызстане «Иркештам – Сарыташ – Ош», которая связывает китайский Кашгар и узбекский Андижан. Протяженность этого участка составляет258 км. А протяженность всей дороги от Кашгара до Андижана (включая и железнодорожное расстояние) составляет 572 км [7]. Организация автомобильных перевозок между Кашгаром и Андижаном  послужит дополнительному привлечению транзитных грузов как в Узбекистан так и в Кыргызстан,  кроме этого будет экономически выгодным для обоих транзитных государств.
Следующим направлением в увеличении транзитных перевозок через территорию Узбекистан является соединения с Пакистаном и Индией через Афганистан.
Президент Республики Узбекистана Ш. Мирзиёев при встрече с премьером Пакистана Навазом Шарифом и президентом Афганистана Ашрафом Гани  на очередном саммите  Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в городе Астана подчеркнул следующее: «Узбекистан и в дальнейшем будет развивать многоплановое и взаимовыгодное сотрудничество с Пакистаном и Афганистаном» [8].
Народы Узбекистана и Афганистана связывает общность традиций и обычаев. Между нашими странами установлены добрососедские отношения, ведется плодотворное сотрудничество в различных сферах.
Президент нашей страны Шавкат Мирзиёев отметил, что Узбекистан выступает за политическое урегулирование ситуации в Афганистане, обеспечение стабильности в стране и развитие ее экономики. Наша страна экспортирует в Афганистан электроэнергию, плодоовощную продукцию, нефтепродукты, минеральные удобрения, участвует в реализации проектов в строительной, энергетической, горнорудной сферах, в области образования. Акционерным обществом “Узбекистон темир йуллари” проложена железнодорожная линия Хайратан – Мазари Шариф. При содействии нашей страны в Афганистане возведены мосты, проложены высоковольтные электролинии, оптико-волоконные кабели, сети водоснабжения.
На встрече обсуждены перспективы дальнейшего развития отношений между нашими странами в политической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной, культурно-гуманитарной сферах, сотрудничество в рамках международных организаций, а также актуальные вопросы регионального и международного значения.
Южная Азия, а именно Индия и его ближайший сосед – Пакистан, показывают уверенный экономический рост в последние годы. Средний афгано-пакистанский торговый оборот оценивается в 1,3 млрд. долл. [9], что играет существенную роль в экономике обеих стран. Для Афганистана Пакистан – одно из основных государств-транзитеров, через территорию которого на афганский рынок поступает импорт со всего мира, а также поставщик многих видов одежды, лекарств и ряда других товаров. Для пакистанского бизнеса Афганистан является не только рынком дешевых товаров невысокого качества, но и транзитной зоной, через которую можно проникнуть на рынки Западного Китая и стран Средней Азии.
Учитывая, что Индия на сегодняшний день является вторым по счёту экспортёром в мире, для нашей железной дороги это направление является выгодным и обеспечит дополнительный объём транзитных грузов в Европу и обратно. Но при этом должны учитываться географические, политические и технические факторы.
Библиографический список
  1. Каримов И.А. По пути преодоления последствий мирового кризиса, модернизации страны и достижения уровня развитых государств. Т.Узбекистан – 2010, с.30-31.
  2. Информация о транзитных перевозках АО “Узбекистон темир йуллари” за 2012-2014г.
  3. ОСЖД Бюллетень статистических данных ОСЖД по железнодорожному транспорту за 2015 год.
  4. TRANS LOGISTICS – Транспорт.Бизнес.Экономика. г.Алматы – №4 (7) 2014, с.44-45.
  5. M. Rasulov, U. Ibragimov, A. Rizaev, Kh. Turdiev: The combined transportation as a background for establishment of a new railway corridor China – Kyrgyzstan – Uzbekistan, 8-th International Symposium for Transportation Universities in Europe and Asia, Nanjing Institute of Railway Technology, China, 2015.
  6. У.Н. Ибрагимов, М.А. Хаджимухаметова, А.А. Адылходжаев Отчет по научно-исследовательской работе на тему «Исследование путей  пропуска транзитных поездов через территорию Узбекистана, обеспечивающее рост  использования транзитного потенциала железной дороги республики», 2014 год, Ташкент.
  7. CAREC Program.
  8. https://ria.ru/world/20170608/1496119229.html На саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Астане 2017.
  9. Замараева Н. Насколько тесно могут сблизиться Афганистан и Пакистан в 2015 г.// Новое восточное обозрение, 17.06.2015.
  10. Мерганов А.М., А.А. Гуламов, Рахматов З.Н. Тариф как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики. Международный научный журнал «Интернаука». Экономические науки. 2017 год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Китай говорит, что его Новый шелковый путь не является геополитическим инструментом

Китайский проект создания глобальной сети транспортных коридоров Новый шелковый путь не станет "геополитическим инструментом" ил...