понедельник, 17 сентября 2018 г.

 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ ЕАЭС В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

         Аннотация: в данной статье рассматриваются тенденции развития транспортных коридоров Евразийского экономического союза. Конкурентоспособность и развитие экономики стран в большинстве зависит от эффективной деятельности транспортно-коммуникационной инфраструктуры стран участниц Союза. Рассмотрена значимость транспортных коридоров при изменении уровня мирового товарооборота азиатского региона.
       Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Единое транспортное пространство, евразийские транспортные коридоры, транспортный комплекс, транспортная политика, международные транспортные коридоры.
        Современная мировая политика находится под постоянным воздействием процессов глобализации и регионализации. Экономики стран объединяются в рамках глобализационных процессов и защищают свои интересы через региональные объединения. Контроль за рынками и путями доставки товаров и сырья становится причиной политической конфронтации великих и региональных держав, а также различных интеграционных объединений. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» О растущем политическом значении международных транспортных коридоров (МТК) говорит факт, что такие мировые лидеры, как Китай, США и ЕС, пытаются создать свои варианты сухопутных международных транспортных коридоров, соединяющих Европу и Азию. Китай пытается продвигать свой транспортный проект «Экономический пояс Шелкового пути». Развитие транспортных коридоров предполагает разработку правовых и технических основ для их функционирования и обеспечения конкурентоспособности на международном рынке транспортных услуг. Так, в Европе интеграционные процессы привели к необходимости разработки наднациональной транспортной политики и формированию Единого транспортного пространства (ЕТП). Международные транспортные коридоры имеют особую важность для каждой страны. Значимость международных коридоров колоссально не только с позиции коммерческой выгоды, но и с позиции национальной безопасности, в экономической, военной, промышленной, демографической и продовольственной и социальной сфер жизни государства. Международные транспортные перевозки, осуществляя динамичное развитие инфраструктуры так же способствуют активному росту промышленного, экономического, военного и демографического состояния населения и страны в целом. В мире насчитываются три широко известных экономических полюса: Евросоюз, второй полюс объединил Восточную, Северо‐Восточную и Юго‐Восточную Азию, и третий полюс – Северная Америка [8]. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) было создано 15 лет назад 10 октября 2000 года и ЕврАзЭС завершила свою работу в связи с началом функционирования нового, более продвинутого интеграционного объединения – Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Договор о создании ЕАЭС вступил в силу 1 января 2015. Договором утверждается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или едиНовое слово в науке: перспективы развития Технические науки ной политики в отраслях экономики. Государствами‐членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. Главной задачей стран ЕАЭС является отрегулирование существующих транспортных коридоров, используя международные транспортные перевозки, для обеспечения устойчивых отношений с каждым из этих полюсов. Главные международные железнодрожные коридоры [6]. 1. Транссиб (Брест – Минск – граница Финляндии – граница Украины – Москва – Екатеринбург – Новосибирск – Владивосток – Улан‐Батор – Пекин). 2. Северный трансазиатский коридор (Чоп – Киев – Москва – Челябинск – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган). 3. Центральный трансазиатский коридор (Киев – Волгоград – Алматы – Актогай – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган). 4. Южный трансазиатский коридор (Стамбул – Анкара – Табриз – Тегеран – Машад – Серакс – Ташкент – Алматы – Актогай – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган). 5. ТРАСЕКА (Констанца – Варна – Ильичевск – Поти – Батуми – Баку – Ташкент – Алматы – Актогай – Достык – Алашанькоу – Ляньюньган). Широкую огласность и значение на настоящий момент получил новый коридор «Западная Европа‐Западный Китай» по маршруту «Санкт‐Петербург ‐ Москва – Нижний Новгород – Казань – Оренбург – Актобе – Кызылорда – Шымкент – Тараз – Кордай – Алматы – Хоргос – Урумчи – Ланьчжоу ‐Чжэнчжоу – Ляньюньган», являющийся оптимальным путем из Европы в Китай, с минимальным количеством стран‐участниц и границ [1]. Транспортные коридоры в России рассматриваются как способ интеграции в мировую транспортную систему и в мировое логистическое пространство. России приходится развивать проходящие по ее территории евразийские транспортные коридоры в условиях жесткой конкурентной борьбы мировых акторов за альтернативные трассы их прохождения. В результате реализации своих транспортных проектов Россия сможет обеспечивать транзит грузов из Китая и АТР в Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» Европу, что позитивно скажется на экономическом развитии регионов, через которые они будут проходить [4; 9]. Осуществление международных транспортировок через территорию России объединит многих участников союза на мировом рынке: интеграционные объединения, государства, ТНК, региональные органы власти, которым будет выгодно сотрудничать с Россией в транспортно‐логистической сфере. Российская логистика имеет огромный потенциал для развития отрасли, роста спроса на услуги логистических компаний, но, вместе с тем, есть проблемы несоответствия предлагаемых услуг требованиям клиентов, их недостаточный объем или качество. Значение транспортных коридоров для стран Центральной Азии огромно, потому что они не имеют выход к мировому океану. МТК дают импульс для развития интеграционных процессов. Через развитие транспортных коридоров со странами Центральной Азии Китай пытается продвигать и интеграционное объединение «Экономический пояс Шелкового пути». Создание транспортных коридоров, сопутствующей транспортно‐логистической инфраструктуры – это способ продвижения и российских интересов в центральноазиатских странах. Роль транспортных и транзитных путей в мировой политике имеет самостоятельное значение, как экономика, природные ресурсы и военный потенциал. Обладание транспортными и транзитными путями определяет место страны в регионе, иногда и контроль над регионом. Через территорию России проходят три МТК: Северный морской путь, а также два евроазиатских коридора «Север‐Юг» и «Запад‐Восток», с которыми частично совпадают панъевропейские коридоры №9 и №2, определенные по Критским договоренностям: №9 и №2. Их развитие невозможно без взаимодействия с другими странами и решения целого ряда политических и транспортных проблем. Например, коридор «Запад‐Восток» обуславливает необходимость взаимодействия транспортно‐дорожных комплексов России, Украины и Белоруссии, а коридор «Север‐Юг» – необходимость взаимодействия с прибалтийскими государствами, Польшей и Финляндией [2]. Новое слово в науке: перспективы развития Технические науки Маршрут северного коридора Трансазиатской железнодорожной магистрали (ТАЖМ), соединяющий Восточную Азию через территорию Казахстана, России, Украины/Белоруссии с Западной Европой имеет протяженность около 11 тыс. км. Коридор проходит от китайского порта Ляньюньган до европейского порта Роттердам. Для перевозок грузов по северному коридору ТАЖМ через территории Казахстана и России используется Транссибирская магистраль. 12 сентября 2000 г. в г. Санкт‐Петербурге, в ходе II Евроазиатской конференции по транспорту, между Россией, Ираном и Индией, было подписано межправительственное соглашение о создании МТК «Север – Юг». А уже в мае 2002 г. министры транспорта стран‐участниц подписали протокол о его официальном открытии. Руководящим органом МТК «Север – Юг» стал координационный совет, председательство в котором осуществляется странами‐участницами в порядке ротации. В настоящее время к соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Оман, Сирия [8]. МТК «Север – Юг» проходит по маршруту: Бусловская – Санкт‐Петербург – Москва – Рязань – Кочетовка – Ртищево – Саратов – Волгоград – Астрахань. Протяженность – 2513 км. Далее он разделяется на три ветви. 1. Транскаспийская: через порты Астрахань, Оля, Махачкала. 2. Восточная: через железнодорожную сеть Казахстана, Узбекистана и Туркмении с выходом на Иран по пограничному переходу Теджен – Серахс. 3. Западная: направление Астрахань – Махачкала – Самур, Азербайджан и выход на Иран через ст. Астара. С целью дальнейшего развития инфраструктуры МТК проводится реконструкция морского торгового порта Оля, находящегося в 100 км от Астрахани ниже по течению. В перспективе Оля станет основным портом в российской части коридора «Север‐Юг». Перспективен и морской маршрут Северный морской путь. Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью России, охватывающее внутренние морские воды, террито- Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» риальные моря, прилегающую зону и исключительную экономическую зону России и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада – меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар85. 234‐я статья Конвенция ООН по морскому праву рассматривает Северный морской путь как исторически сложившуюся единую национальную транспортную коммуникацию России [1; 3]. Расстояние на маршруте Роттердам – Иокогама через Северный морской путь составляет 7 тыс. 345 морских миль, тогда как через Суэцкий канал – 11 тыс. 205 морских миль. Разница – 3 тыс. 860 миль (34%). Объем перевозок может достигать 5 млн т. Контроль РФ за этим транспортно‐транзитным путем благоприятно скажется на развитии регионов Дальнего Востока и Сибири. В перспективе эксперты прогнозируют дальнейший рост арктического судоходства. К 2030 г. Северный морской путь может привлечь четверть от всего объема торгового судоходства между Азией и Европой [10]. В ближайшие годы Китай окажется в центре международных торговых потоков. Аналитики утверждают, что в 2030 году 12 из 20 существующих крупнейших торговых потоков будут приходится на Китай. На 2013 год таких потоков у КНР восемь [10]. Таким образом, страны ЕАЭС, занимая выгодное географическое расположение между Азией и Европой, не останутся в стороне, а сыграют важную роль в формировании логистики в торговых отношениях между Европой и Азией. Для осуществления данных действий особое значение имеют транспортные коридоры. Вероятно, что рост экономики азиатского региона и увеличение объемов торговли благоприятно повлияют на страны ЕАЭС. С одной стороны, использование МТК способствует снижению себестоимости перевозок, увеличению финансовых возможностей для модернизации и развития элементов совместно используемой инфраструктуры, но с другой – наклаНовое слово в науке: перспективы развития Технические науки дывает более высокие требования на соблюдение мер безопасности, синхронизацию графика движения, а также определяет предел, который можно выделить для международных перевозок, не срывая при этом внутреннего товарообмена, что является основой для любого государства. Транспортно‐логистическая инфраструктура в ее современном состоянии является существенным ограничением устойчивого социально‐экономического развития регионов по инновационному сценарию. Развитие же транспортной инфраструктуры формирует рыночное пространство России. Необходимость развития транспортно‐логистической инфраструктуры обусловлена тем фактом, что в настоящее время до 80% импортных грузов обрабатываются в Санкт‐Петербурге и Москве. Наконец, развитие экспорта транспортных услуг видится как очень важная составляющая национального продукта России. Будущее районов Дальнего Востока и Сибири лежит во внедрении в мировые направления перевозок: Япония – Европа, Корея – Европа, Китай – США – Корея – Япония. Сегодня для осуществления транзита Россия располагает портами Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино, которые имеют выход на Транссиб [5]. Таким образом, для осуществления формирования логистики в торговых отношениях между Европой и Азией особое значение имеют транспортные коридоры. Вероятно, что рост экономики азиатского региона и увеличение объемов торговли благоприятно повлияют на развитие государств ЕАЭС. Список литературы 1. Альметова З.В. Повышение эффективности транзитных перевозок в межтерминальных сообщениях (на примере Челябинской области): Дис. ... канд. техн. наук: 05.22.01. – М., 2014. – 185 с. 2. Альметова З.В. Вопросы размещения транзитных терминалов в регионах / З.В. Альметова, О.Н. Ларин // Транспорт: наука, техника, управление. – 2012. – №11. – С. 45–46. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 3. Альметова З.В. Использование транзитных терминалов для повышения эффективности грузовых перевозок / З.В. Альметова, О.Н. Ларин // Автотранспортное предприятие. – 2014. – №4. – С. 25–26. 4. Альметова З.В. Развитие транзитного потенциала Уральских регионов с учетом неравномерности грузопотоков / З.В. Альметова, О.Н. Ларин // Транспорт: наука, техника, управление. – 2012. – №7. – С. 19–23. 5. Горбанов В.А. Общественная география зарубежного мира и России / В.А. Горбанов. – М.: Юнити-Дана – 2014. – 85 с. 6. Дунаев О.В. Интеграция российской транспортной системы в Евроазиатское экономическое пространство / О.В. Дунаев, Т.В. Кулакова // Бюллетень транспортной информации. – 2006. – №3. – С. 23–26. 7. Зырянов А.П. Оценка эксплуатационных показателей грузового транспорта в Российской Федерации / А.П. Зырянов, В.Д. Шепелев // Экология и научно‐технический прогресс. Урбанистика. – 2014. – №1. – С. 292–297. 8. Ларин О.Н. Единое транспортное пространство Евразийского экономического союза (ЕАЭС): перспективы и проблемы развития / О.Н. Ларин, З.В. Альметова, В.Р. Шаяхметова // Материалы Международной научно‐технической конференции «Нефть и газ Западной Сибири» (12–13 октября 2015г.) – 2015. – Т.1. – Тюмень: ТюмГНГУ. – С. 160–164. 9. Ларин О.Н. Развитие логистической инфраструктуры в транспортном комплексе Уральского федерального округа / О.Н. Ларин, З.В. Альметова, Ю.Д. Мещерякова, А.Я. Хыдиров // Прогрессивные технологии в транспортных системах. Двенадцатая международная научно‐практическая конференция, посвящается 60‐летию Оренбургского государственного университета / Отв. ред. В.И. Рассоха, И.Х. Хасанов (отв. секретарь). – 2015. – С. 117–124. 10. Официальный Сайт по статистике стран мира [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ereport.ru Новое слово в науке: перспективы развития

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Китай говорит, что его Новый шелковый путь не является геополитическим инструментом

Китайский проект создания глобальной сети транспортных коридоров Новый шелковый путь не станет "геополитическим инструментом" ил...