вторник, 2 апреля 2019 г.

Создание цифровых транспортных коридоров способствует формированию единого транспортного пространства Большой Евразии

Эксперты Евразийской организации экономического сотрудничества (ЕОЭС) считают, что цифровые транспортные коридоры станут важной составляющей в процессе формирования единого транспортного пространства Большой Евразии.
В центре внимания Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), заседание которого прошло на днях, приняты решения в сфере реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза (ЕАЭС), функционирования внутреннего рынка, торгового сотрудничества, энергетики, таможенного регулирования.
Планируется обеспечить разработку концепции экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС. Дано поручение на разработку концепции экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, моделей регулирования трансграничного оборота данных в Союзе, а также поручено (казахстанской и российской стороне) провести пилотный проект по маркировке табака и табачных изделий на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС и начать пилотный проект по мониторингу автомобильных транзитных перевозок табака с использованием навигационных пломб.
Председатель президиума Генерального совета ЕОЭС Игорь Рыбаков считает, что создание системы прослеживаемости позволит решить целый комплекс задач, повысит уровень доверия между странами-участниками ЕАЭС, в том числе в спорных ситуациях в результате действия разных, несовместимых между собой, национальных систем прослеживаемости и маркировки. Оптимизация логистических цепочек и цифровая транспортная инфраструктура приобретают особую актуальность в условиях построения новых евразийских трансконтинентальных товарно-логистических маршрутов, предполагающих наличие «зеленых коридоров».
Создание цифровых транспортных коридоров способствует формированию общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства ЕАЭС, реализации транзитного потенциала Союза, совершенствованию контрольно-надзорных функций на транспорте, снижению административных барьеров, ускорению окупаемости инфраструктурных проектов, повышению эффективности, доступности и безопасности транспортных услуг и снижению их себестоимости.
Поручено обеспечить выработку пакета проектов нормативно-правовых актов, которые позволят сформировать условия нормативно-правового регулирования (стимулирования) в ЕАЭС оборота данных как основы, поддерживающей развитие интеграционных процессов, «экономики данных», цифровых активов, способствующей успешной реализации проектов в рамках цифровой повестки. Сейчас недостаток регулирования оборота данных ощущается при реализации отраслевых политик, кросс-отраслевых проектов, а также при взаимодействии с третьими сторонами, поскольку вопросы регулирования оборота данных являются сквозными для всех остальных проектов и экономических процессов.
Казахско-российский пилотный проект по маркировке табака и табачных изделий на базе цифровой платформы товаров ЕАЭС планируется реализовать до 31 марта 2019 года. Проект станет частью создаваемой системы цифровой прослеживаемости товаров в ЕАЭС и позволит сформировать принципы общей архитектуры цифровой прослеживаемости. С этой целью будут выбраны операторы национальных систем маркировки и прослеживаемости. Уполномоченные органы государств-членов, участвующих в пилотном проекте, – Комитет государственных доходов министерства финансов Республики Казахстан и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации – совместно с ЕЭК определят порядок проведения пилотного проекта и его участников. Армянская, белорусская и кыргызская стороны присоединятся к проекту по мере готовности. По итогам реализации проекта планируется представить информацию о формате, составе и структуре необходимых сведений для организации обмена в рамках цифровой платформы товаров Союза, разработают технические требования к национальным системам маркировки и прослеживаемости товаров, изучат механизмы взаимодействия цифровой платформы Союза с внешними системами. Кроме того, будут рассмотрены предложения по доработке архитектуры цифровой платформы прослеживаемости в Союзе, а также по упрощению процедур администрирования для бизнеса.
Одновременно российской и казахстанской стороне поручено начать пилотный проект по мониторингу автомобильных транзитных перевозок табака с использованием навигационных пломб. Эксперимент предполагается провести и завершить до 1 октября 2018 года. В нем примут участие национальные операторы систем отслеживания международных транзитных перевозок грузов, определенные правительствами. Предполагается, что Армения, Белоруссия и Киргизия смогут присоединиться к проведению эксперимента по мере готовности. До 1 ноября 2018 года результаты «пилота» будут проанализированы; их рассмотрят на очередном заседании Совета.
Мероприятия проводятся в рамках запуска проекта единой системы прослеживаемости товаров в ЕАЭС. В этом направлении предстоит решить ряд задач – определить степень охвата рынков и товаров единой системой прослеживаемости и необходимый объем собираемых на наднациональном уровне данных, создать единый классификатор товаров ЕАЭС, определить, какие сопроводительные документы будут использоваться в системе (первичные, счет-фактуры или иные), организовать платформу для стыковки уже действующих и планируемых к запуску в странах ЕАЭС национальных компонент системы прослеживаемости, маркировки, рассмотреть существующие в мире решения для использования в системе прослеживаемости технологий искусственного интеллекта и др.
Справка
Проект единой системы прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) призван предоставить потребителям возможность доступа к достоверной информации о продукции, обеспечить бизнесу снижение операционных издержек, а органам государственной власти предоставить эффективную возможность контролировать уплату налогов, свести к минимуму уровень контрабанды и обеспечить защиту потребителей. Проект концепции цифровой прослеживаемости товаров обсуждался в марте 2018 года на площадке Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Система прослеживаемости товаров – одна из главных инициатив глав государств, которую планируется разработать в соответствии с Основными направлениями реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Она позволит проследить историю товара от производителя до конечного потребителя.
Планируется, что создание единой системы прослеживаемости товаров ЕАЭС ускорит процессы свободного перемещения товаров, станет возможным построение актуальной статистической и аналитической отчетности, будут оптимизированы логистические цепочки и цифровая транспортная инфраструктура.
Представители бизнеса снизят операционные издержки за счет сокращения транзакционных издержек, исключения дублирующих и многочисленных параллельных систем прослеживаемости и упрощения контрольных процедур, выполняемых государственными органами, а также получат дополнительный доход благодаря новым источникам информации о ситуации на рынке. Кроме того, добросовестные предприниматели смогут увеличить выручку за счет замещения контрафактной продукции легальной, оптимизировать документооборот и обмен информацией с государственными органами и исключить возможность заключения сделок с недобросовестными участниками рынка.
Розничным сетям станет проще искать нужную продукцию, а также мониторить и анализировать цены на конкретные виды товаров. Логистические операторы, финансовые и страховые компании получат возможность выйти на новые рынки и адресно предлагать свои услуги.
Потребителям будет предоставлена полная информация о товаре, его наличии в точках продаж и ценах. Они смогут приобретать легальную, качественную и безопасную продукцию. При этом система позволит реализовать функцию контроля за качеством продукции со стороны потребителей. Она будет поддерживать как минимум два дополняющих друг друга вида прослеживаемости товаров:
– прослеживаемость маркированных товаров (предполагается наличие особого маркера, например, метки RFID или штрихового кода на каждом изделии);
– документарная прослеживаемость товаров (поддерживается загрузкой в систему электронной сопроводительной документации).
Также рассматривался вопрос увязки единой системы прослеживаемости и транспортной прослеживаемости для транзитных грузов – формирование условий для так называемого «зеленого коридора» транзита через территорию ЕАЭС.
Согласно разработанному проекту концепции, технически система прослеживаемости товаров будет создана на базе существующей и уже действующей интегрированной информационной системы ЕАЭС.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Китай говорит, что его Новый шелковый путь не является геополитическим инструментом

Китайский проект создания глобальной сети транспортных коридоров Новый шелковый путь не станет "геополитическим инструментом" ил...