Формирование и развитие системы международных транспортных коридоров
Создание международных транспортных коридоров (МТК) в целях обеспечения сотрудничества между европейскими государствами является одной из современных тенденций развития мирового транспорта и важным фактором дальнейшего размещения производительных сил в современной мировой экономике. Организация МТК была инициирована в середине 80-х гг. XXв. Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ООН).
Официальное начало формированию МТК как элементов транспортной инфраструктуры было положено на Второй Общеевропейской конференции по транспорту, состоявшейся в 1994 г. на острове Крит. Оно было вызвано быстрым ростом межгосударственных экономических и культурных связей и имело целью улучшение и удешевление международного сообщения за счет повышения согласованности в развитии и эксплуатации взаимодействующих звеньев транспортной инфраструктуры различных стран. До этого вопросы развития транспортной инфраструктуры в странах Западной Европы рассматривались на протяжении достаточно продолжительного времени в рамках формирования ЕС. В частности, анализировались транспортные потоки между странами Скандинавии и Южной Европы на основе интермодального подхода для освоения объемов перевозок на этом направлении. Изучались автомобильные и железнодорожные перевозки в тяготеющих к данному транспортному коридору странах — Швеции, Дании, Германии, Польше, Чехии, Словакии, Австрии, Швейцарии и Италии. Были разработаны методы оценки целесообразности использования отдельных видов транспорта и их комбинирования для выбора главных направлений обеспечения перевозок и совершенствования транспортной инфраструктуры.
В первой половине 1990-х гг. решение этих проблем стало особенно актуальным для обеспечения динамично развивающихся связей между странами западной и восточной частей Европы, экономика которых длительное время основывалась на различных исходных предпосылках, что затрудняло развитие интеграционных процессов.
Для повышения эффективности внешнеторговых и транзитных связей международные организации и заинтересованные европейские страны приступили к формированию системы панъевропейских транспортных коридоров (Pan-EuropeanTransportCorridors— РЕТС), которые включают в свой состав совокупность магистральных коммуникаций с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающие перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации.
В формировании и развитии системы панъевропейских транспортных коридоров активное участие принимают Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), КВТ ЕЭК ООН, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а также заинтересованные страны.
Решения по вопросам согласованного развития транспортных направлений, обеспечивающих международные связи в Европе, принимались на трех общеевропейских конференциях по транспорту (г. Прага, 1991 г.; о. Крит, 1994 г.; г. Хельсинки, 1997 г.).
Приоритетные направления транспортных связей между Западом и Востоком Европы, характеризующиеся крупными устойчивыми грузо- и пассажиропотоками, были определены на Второй Общеевропейской конференции по транспорту. Они нашли отражение в создании девяти панъевропейских транспортных коридоров.
Три коридора (№ 1, 2 и 9) проходят по территории Российской Федерации и включают отечественные транспортные коммуникации.
На Третьей Общеевропейской конференции по транспорту было принято решение об открытии десятого коридора; была поддержана концепция совместного инвестирования общеевропейской транспортной инфраструктуры, создаваемой соединением Трансъевропейской транспортной сети (ТЭС) с соседними странами; отмечена важность развития евроазиатских связей, и в этом контексте принято решение о продлении коридора № 2 до Нижнего Новгорода с возможностью выхода на Транссибирскую магистраль (Транссиб).
Принятая система десяти панъевропейских транспортных коридоров, включающая основные маршруты и ответвления от них, представлена в табл. 7.4.
Таблица 7.4
Система панъевропейских транспортных коридоров
Транспортный коридор
|
Основной маршрут
|
Ответвление
|
№ 1
|
Хельсинки — Таллинн — Рига — Каунас — Варшава
|
Рига — Калининград — Гданьск
|
№ 2
|
Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород
|
—
|
№ 3
|
Берлин — Вроцлав — Катовице — Львов — Киев
|
Дрезден — Вроцлав
|
№ 4
|
Дрезден — Прага — Братислава — Дьер — Будапешт — Арад — София — Стамбул
|
Нюрнберг — Прага; Вена — Дьер; Арад — Бухарест — Констанца; София— Салоники
|
№ 5
|
Венеция — Триест/Копер — Любляна — Будапешт — Ужгород — Львов
|
Копер — Дивака; Риека — Загреб — Будапешт; Плос — Мостар — Домбовар/Сараево — Будапешт; Братислава — Кошице — Ужгород
|
№ 6
|
Гданьск — Катовице — Жилина
|
Торунь — Познань
|
№ 7
|
р. Дунай (Регенсбург — Вена — Братислава — Будапешт — Белград — Констанца/Измаил)
|
—
|
№ 8
|
Дуррес — Тирана — Скопье — София — Пловдив — Бургас
|
—
|
№ 9
|
Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Любашевка — Кишинев — Бухарест — Димитров-град —Александруполис с параллельным ходом Санкт-Петербург — Псков — Витебск — Киев
|
Киев — Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград/Клайпеда; Любашевка — Одесса
|
№ 10
|
Зальцбург — Любляна — Загреб — Белград — Ниш — Скопье — Валес—Салоники
|
Грац — Загреб/Любляна; Будапешт — Белград; Ниш — София — Димитровград — Стамбул; Белее — Флорина — Игуменица
|
Формирование названных коридоров с обустройством их по современным требованиям предусматривалось завершить до 2010 г., для чего была проведена предварительная укрупненная оценка необходимых инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта и автомобильных дорог.
Для управления развитием коридоров созданы руководящие органы из представителей заинтересованных стран. Российская Федерация принимает участие в работе таких органов по коридорам № 1, 2 и 9.
Официальным органом управления по развитию коридора № 2 является Руководящий комитет, в который входят представители России, Германии, Польши, Белоруссии, а также Комиссии ЕС. Комитет выполняет в основном информационно-консультативные функции. Совещания Комитета проводятся один раз в год. Для обобщения информации и подготовки материалов к заседанию Руководящего комитета создан Секретариат, который располагается в Брюсселе. Руководит Секретариатом германская сторона.
Координацию функционирования и развития коридора № 9 осуществляют три региональных руководящих комитета: Северный, Центральный и Южный. В их работе участвуют представители Минтранса России и МПС России. Северный комитет возглавляют представители Финляндии, Центральный — Литвы, Южный — Румынии. Деятельность этих комитетов носит главным образом информационный характер путем обмена данными на ежегодных заседаниях о строительстве объектов инфраструктуры в странах-участницах.
Функции национального координатора по развитию коридора № 1 выполняет Администрация Калининградской области.
На Третьей Общеевропейской конференции по транспорту было также признано, что система общеевропейских транспортных коридоров должна дополняться мерами по развитию транспорта отдельных зон экономического сотрудничества для учета особенностей регионов, окруженных морскими бассейнами или имеющими выход к ним, и более полного отражения потребностей развития в них транспортной инфраструктуры. В этих случаях некорректно применение концепции развития коридоров, основанной на связях между центрами экономической активности.
В качестве таких регионов были выделены Баренцево-Евроарк-тический регион и зона Черноморского экономического сотрудничества. В перспективе такой зоной может стать также регион Балтийского моря.
Концепция развития транспорта в зонах экономического сотрудничества, одобренная заинтересованными странами, предусматривает осуществление развития транспортной инфраструктуры этих регионов в тесной увязке с формированием панъевропейских коридоров и возможного их продления в восточном направлении. Управление развитием транспорта в зонах экономического сотрудничества осуществляется на основе меморандумов о взаимопонимании, заключаемых между заинтересованными странами на той же основе, что и по транспортным коридорам.
Финансирование инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры коридоров предусматривается главным образом за счет средств заинтересованных инвесторов и государств. Часть средств выделяется по линии международных финансовых организаций, фондов программ Евросоюза — ФАРЕ и ТАСИС.
В Российской Федерации реализация инвестиционных проектов по развитию отдельных объектов транспортной инфраструктуры, входящих в МТК, осуществляется в соответствии с президентскими федеральными целевыми программами «Дороги России» и «Внутренние водные пути», «Возрождение торгового флота России» и «Терминал». Они направлены на приведение характеристик транспортной системы страны в соответствие с новыми экономическими и политическими условиями (переход на рыночные отношения, институциональные изменения, необходимость обеспечения экономической и политической независимости России), современными техническими и технологическими требованиями, обеспечение прогнозируемых объемов, структуры и географии грузо- и пассажиропотоков.
Однако разработанные без должной увязки друг с другом и с завышенной ориентацией на федеральный бюджет эти программы выполнялись с большим отставанием. Вследствие этого на транспорте в целом и на каждом из его видов накопилось много нерешенных проблем, в том числе и в сфере международных перевозок.
Решения по развитию международной транспортной системы на европейском континенте послужили отправной точкой для создания всеобъемлющей системы трансконтинентальных транспортных связей между Европой и Азией, в которой одно из важнейших мест занимает Российская Федерация. Как одна из наиболее заинтересованных сторон, она выступила с предложениями по созданию системы евро-азиатских коридоров, которые были рассмотрены и поддержаны на прошедшем в Женеве в 2000 г. Совещании по установлению евро-азиатских транспортных связей с участием представителей Германии, России, ЕС, ООН и Международного союза железных дорог.
Для достижения этих целей предусматривалось распространение соглашений ЕЭК ООН по инфраструктуре транспортных сетей автомобильного, железнодорожного, водного и комбинированного транспорта категории «Е» на Кавказ, Среднюю Азию и Российскую Федерацию, осуществление интегрированного проекта по сетям азиатских шоссейных и трансазиатских железных дорог, воссоединение железнодорожной системы Корейского полуострова и реализация ряда других мер по интеграции европейской и азиатской транспортных систем. На Второй Международной евро-азиатской конференции по транспорту, прошедшей в 2000 г. в г. Санкт-Петербурге, эти предложения были одобрены, и на их основе зафиксированы четыре наземных евро-азиатских коридора.
Система евро-азиатских транспортных направлений с основными маршрутами и ответвлениями от них представлены в табл. 7.5.
Таблица 7.5
Система евро-азиатских транспортных направлений
Маршрут
|
Основное направление
|
Ответвление
|
Транссиб
|
Европа (РЕТС 2, 3 и 9) – Российская федерация - Япония
|
Казахстан – Китай; Монголия – Китай; Корейский полуостров
|
ТРАСЕКА
|
Восточная Европа (РЕТС 4,7,8,9) – Черное море – Кавказ – Каспийское море – Центральная Азия
|
-
|
Южный
|
Юго-Восточная Европа (РЕТС 4) – Турция – Исламская Республика Иран
|
Центральная Азия – Китай; Южная Азия – Юго-Восточная Азия – Южный Китай
|
Север-Юг
|
Северная Европа (РЕТС 9) — Российская Федерация
|
Кавказ — Персидский залив; Центральная Азия — Персидский залив, через Каспийское море на Исламскую Республику Иран — Персидский залив
|
Российская Федерация активно участвует в управлении проходящими по ее территории коридорами «Север — Юг» и «Транссиб» и их развитии.
МТК «Транссиб» получил официальный статус после учреждения Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, который был сформирован на основании декларации, принятой в Москве в 1993 г. на Международной конференции по перевозкам грузов по Транссибирской магистрали.
В настоящее время в составе Координационного совета насчитывается 66 коллективных членов. В их числе: железные дороги РоЫ сии, Украины, Казахстана, Белоруссии, Финляндии, Польши, Германии, Словакии и Монголии; четыре судоходных компании, включая Дальневосточное пароходство; все порты Дальнего Востока и Европейской части России, ассоциации экспедиторов Европы (ГЕТО), Японии, Южной Кореи и основные операторы России.
Основными задачами Координационного совета являются координация деятельности участников перевозки грузов по Транссибирской магистрали, создание согласованных условий и принципов для совместного взаимодействия перевозчиков, экспедиторов и операторов, обеспечение высокоэффективной и качественной работы.
В обширный перечень выполняемых им функций включены: согласование объемов перевозок и определение приоритетных направлений комплексного развития транспортной и экспедиторской инфраструктуры, включая мероприятия по техническому содержанию магистрали.
Исполнительным органом Координационного совета является Секретариат во главе с Генеральным секретарем, находящийся в Москве при Председателе Совета. Заместители Генерального секретаря осуществляют свою деятельность в г. Сант-Галлене (Швейцария) и в г. Токио (Япония). Кроме того, в состав Секретариата входят три региональных секретаря по регионам: России, стран СНГ и Балтии; Европы и Скандинавии; Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Коридор ТРАСЕКА является также одним из важнейших евро-азиатских транспортных направлений. В формировании этого коридора участвуют Украина, Турция, Казахстан, республики Закавказья и Средней Азии при тесном взаимодействии с ЕС, а также с Китаем и другими заинтересованными странами.
Управляющим органом коридора является Межправительственная комиссия ТРАСЕКА по транспортному коридору Европа — Кавказ — Азия. В соответствии с решениями комиссии зафиксировано основное направление коридора Стамбул — Бургас — Констанца/Одесса — Поти — Тбилиси — Баку — Туркменбаши — Ашхабад — Чарджоу-Бухара — Ташкент — Джамбул — Алматы — Китай, а также ответвления: Бухара — Душанбе; Актау — Бейнеу — Чарджоу; Джамбул — Бишкек.
Россия пока не задействована в столь важном региональном интеграционном проекте, хотя для этого имеются все необходимые предпосылки. Данное транспортное соединение является, по существу, альтернативной российским коммуникациям, соединяющим Европу и Азию.
Таким образом, к началу XXIв. проделана большая работа по формированию МТК в Европе и Азии, Россия активно включилась в этот процесс. В связи с этим наибольшую актуальность приобрели проблемы выбора коммуникаций различных видов транспорта для включения в состав коридоров, разработки направлений развития транспортной инфраструктуры международного значения на территории страны и совершенствования государственного регулирования процесса формирования системы МТК в Российской Федерации.
Комментариев нет:
Отправить комментарий