вторник, 20 ноября 2018 г.

Формирование и развитие системы международных транспортных коридоров

Создание международных транспортных коридоров (МТК) в целях обеспечения сотрудничества между европейскими государ­ствами является одной из современных тенденций развития мирово­го транспорта и важным фактором дальнейшего размещения произ­водительных сил в современной мировой экономике. Организация МТК была инициирована в середине 80-х гг. XXв. Комитетом по внут­реннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (КВТ ООН).
Официальное начало формированию МТК как элементов транс­портной инфраструктуры было положено на Второй Общеевропей­ской конференции по транспорту, состоявшейся в 1994 г. на острове Крит. Оно было вызвано быстрым ростом межгосударственных эко­номических и культурных связей и имело целью улучшение и уде­шевление международного сообщения за счет повышения согласован­ности в развитии и эксплуатации взаимодействующих звеньев транспортной инфраструктуры различных стран. До этого вопросы развития транспортной инфраструктуры в странах Западной Евро­пы рассматривались на протяжении достаточно продолжительного времени в рамках формирования ЕС. В частности, анализировались транспортные потоки между странами Скандинавии и Южной Евро­пы на основе интермодального подхода для освоения объемов пере­возок на этом направлении. Изучались автомобильные и железнодо­рожные перевозки в тяготеющих к данному транспортному коридору странах — Швеции, Дании, Германии, Польше, Чехии, Словакии, Ав­стрии, Швейцарии и Италии. Были разработаны методы оценки це­лесообразности использования отдельных видов транспорта и их комбинирования для выбора главных направлений обеспечения пе­ревозок и совершенствования транспортной инфраструктуры.
В первой половине 1990-х гг. решение этих проблем стало осо­бенно актуальным для обеспечения динамично развивающихся свя­зей между странами западной и восточной частей Европы, экономика которых длительное время основывалась на различных исходных предпосылках, что затрудняло развитие интеграционных процессов.
Для повышения эффективности внешнеторговых и транзитных связей международные организации и заинтересованные европейские страны приступили к формированию системы панъевропейских транспортных коридоров (Pan-EuropeanTransportCorridors— РЕТС), которые включают в свой состав совокупность магистральных ком­муникаций с соответствующим обустройством, как правило, различ­ных видов транспорта, обеспечивающие перевозки пассажиров и гру­зов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации.
В формировании и развитии системы панъевропейских транс­портных коридоров активное участие принимают Европейская кон­ференция министров транспорта (ЕКМТ), КВТ ЕЭК ООН, Миро­вой банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), а также заинтересован­ные страны.
Решения по вопросам согласованного развития транспортных направлений, обеспечивающих международные связи в Европе, при­нимались на трех общеевропейских конференциях по транспорту (г. Прага, 1991 г.; о. Крит, 1994 г.; г. Хельсинки, 1997 г.).
Приоритетные направления транспортных связей между Запа­дом и Востоком Европы, характеризующиеся крупными устойчивы­ми грузо- и пассажиропотоками, были определены на Второй Обще­европейской конференции по транспорту. Они нашли отражение в создании девяти панъевропейских транспортных коридоров.
Три коридора (№ 1, 2 и 9) проходят по территории Российской Федерации и включают отечественные транспортные коммуникации.
На Третьей Общеевропейской конференции по транспорту было принято решение об открытии десятого коридора; была поддержана концепция совместного инвестирования общеевропейской транспор­тной инфраструктуры, создаваемой соединением Трансъевропейской транспортной сети (ТЭС) с соседними странами; отмечена важность развития евроазиатских связей, и в этом контексте принято решение о продлении коридора № 2 до Нижнего Новгорода с возможностью выхода на Транссибирскую магистраль (Транссиб).
Принятая система десяти панъевропейских транспортных кори­доров, включающая основные маршруты и ответвления от них, пред­ставлена в табл. 7.4.
Таблица 7.4
Система панъевропейских транспортных коридоров
Транспортный коридор
Основной маршрут
Ответвление
№ 1
Хельсинки — Таллинн — Рига — Каунас — Варшава
Рига — Калининград — Гданьск
№ 2
Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород
№ 3
Берлин — Вроцлав — Катовице — Львов — Киев
Дрезден — Вроцлав
№ 4
Дрезден — Прага — Братислава — Дьер — Будапешт — Арад — София — Стамбул
Нюрнберг — Прага; Вена — Дьер; Арад — Бухарест — Констанца; София— Салоники
№ 5
Венеция — Триест/Копер — Любляна — Будапешт — Ужгород — Львов
Копер — Дивака; Риека — Загреб — Будапешт; Плос — Мостар — Домбовар/Сараево — Будапешт; Братислава — Кошице — Ужгород
№ 6
Гданьск — Катовице — Жилина
Торунь — Познань
№ 7
р. Дунай (Регенсбург — Вена — Братислава — Будапешт — Белград — Констанца/Измаил)
№ 8
Дуррес — Тирана — Скопье — София — Пловдив — Бургас
№ 9
Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Любашевка — Кишинев — Бухарест — Димитров-град —Александруполис с парал­лельным ходом Санкт-Петер­бург — Псков — Витебск — Киев
Киев — Минск — Вильнюс — Каунас — Калининград/Клайпеда; Любашевка — Одесса
№ 10
Зальцбург — Любляна — Загреб — Белград — Ниш — Скопье — Валес—Салоники
Грац — Загреб/Любляна; Буда­пешт — Белград; Ниш — София — Димитровград — Стамбул; Белее — Флорина — Игуменица
Формирование названных коридоров с обустройством их по со­временным требованиям предусматривалось завершить до 2010 г., для чего была проведена предварительная укрупненная оценка необхо­димых инвестиций в развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта и автомобильных дорог.
Для управления развитием коридоров созданы руководящие органы из представителей заинтересованных стран. Российская Фе­дерация принимает участие в работе таких органов по коридорам № 1, 2 и 9.
Официальным органом управления по развитию коридора № 2 является Руководящий комитет, в который входят представители России, Германии, Польши, Белоруссии, а также Комиссии ЕС. Ко­митет выполняет в основном информационно-консультативные функ­ции. Совещания Комитета проводятся один раз в год. Для обобще­ния информации и подготовки материалов к заседанию Руководящего комитета создан Секретариат, который располагается в Брюсселе. Руководит Секретариатом германская сторона.
Координацию функционирования и развития коридора № 9 осу­ществляют три региональных руководящих комитета: Северный, Центральный и Южный. В их работе участвуют представители Мин­транса России и МПС России. Северный комитет возглавляют пред­ставители Финляндии, Центральный — Литвы, Южный — Румынии. Деятельность этих комитетов носит главным образом информацион­ный характер путем обмена данными на ежегодных заседаниях о стро­ительстве объектов инфраструктуры в странах-участницах.
Функции национального координатора по развитию коридора № 1 выполняет Администрация Калининградской области.
На Третьей Общеевропейской конференции по транспорту было также признано, что система общеевропейских транспортных кори­доров должна дополняться мерами по развитию транспорта отдель­ных зон экономического сотрудничества для учета особенностей ре­гионов, окруженных морскими бассейнами или имеющими выход к ним, и более полного отражения потребностей развития в них транс­портной инфраструктуры. В этих случаях некорректно применение концепции развития коридоров, основанной на связях между цент­рами экономической активности.
В качестве таких регионов были выделены Баренцево-Евроарк-тический регион и зона Черноморского экономического сотрудниче­ства. В перспективе такой зоной может стать также регион Балтий­ского моря.
Концепция развития транспорта в зонах экономического сотруд­ничества, одобренная заинтересованными странами, предусматрива­ет осуществление развития транспортной инфраструктуры этих ре­гионов в тесной увязке с формированием панъевропейских коридоров и возможного их продления в восточном направлении. Управление развитием транспорта в зонах экономического сотрудничества осу­ществляется на основе меморандумов о взаимопонимании, заключа­емых между заинтересованными странами на той же основе, что и по транспортным коридорам.
Финансирование инвестиционных проектов по развитию инфра­структуры коридоров предусматривается главным образом за счет средств заинтересованных инвесторов и государств. Часть средств выделяется по линии международных финансовых организаций, фон­дов программ Евросоюза — ФАРЕ и ТАСИС.
В Российской Федерации реализация инвестиционных проек­тов по развитию отдельных объектов транспортной инфраструктуры, входящих в МТК, осуществляется в соответствии с президентскими федеральными целевыми программами «Дороги России» и «Внутрен­ние водные пути», «Возрождение торгового флота России» и «Терми­нал». Они направлены на приведение характеристик транспортной сис­темы страны в соответствие с новыми экономическими и политическими условиями (переход на рыночные отношения, институциональные из­менения, необходимость обеспечения экономической и политической независимости России), современными техническими и технологиче­скими требованиями, обеспечение прогнозируемых объемов, струк­туры и географии грузо- и пассажиропотоков.
Однако разработанные без должной увязки друг с другом и с за­вышенной ориентацией на федеральный бюджет эти программы вы­полнялись с большим отставанием. Вследствие этого на транспорте в целом и на каждом из его видов накопилось много нерешенных про­блем, в том числе и в сфере международных перевозок.
Решения по развитию международной транспортной системы на европейском континенте послужили отправной точкой для создания всеобъемлющей системы трансконтинентальных транспортных свя­зей между Европой и Азией, в которой одно из важнейших мест за­нимает Российская Федерация. Как одна из наиболее заинтересован­ных сторон, она выступила с предложениями по созданию системы евро-азиатских коридоров, которые были рассмотрены и поддержа­ны на прошедшем в Женеве в 2000 г. Совещании по установлению евро-азиатских транспортных связей с участием представителей Гер­мании, России, ЕС, ООН и Международного союза железных дорог.
Для достижения этих целей предусматривалось распростране­ние соглашений ЕЭК ООН по инфраструктуре транспортных сетей автомобильного, железнодорожного, водного и комбинированного транспорта категории «Е» на Кавказ, Среднюю Азию и Российскую Федерацию, осуществление интегрированного проекта по сетям ази­атских шоссейных и трансазиатских железных дорог, воссоединение железнодорожной системы Корейского полуострова и реализация ряда других мер по интеграции европейской и азиатской транспорт­ных систем. На Второй Международной евро-азиатской конференции по транспорту, прошедшей в 2000 г. в г. Санкт-Петербурге, эти предложения были одобрены, и на их основе зафиксированы четыре наземных евро-азиатских коридора.
Система евро-азиатских транспортных направлений с основны­ми маршрутами и ответвлениями от них представлены в табл. 7.5.
Таблица 7.5
Система евро-азиатских транспортных направлений
Маршрут
Основное направление
Ответвление
Транссиб
Европа (РЕТС 2, 3 и 9) – Российская федерация - Япония
Казахстан – Китай; Монголия – Китай; Корейский полуостров
ТРАСЕКА
Восточная Европа (РЕТС 4,7,8,9) – Черное море – Кавказ – Каспийское море – Центральная Азия
-
Южный
Юго-Восточная Европа (РЕТС 4) – Турция – Исламская Республика Иран
Центральная Азия – Китай; Южная Азия – Юго-Восточная Азия – Южный Китай
Север-Юг
Северная Европа (РЕТС 9) — Российская Федерация
Кавказ — Персидский залив; Центральная Азия — Персидский залив, через Каспийское море на Исламскую Республику Иран — Персидский залив
Российская Федерация активно участвует в управлении проходящими по ее территории коридорами «Север — Юг» и «Транссиб» и их развитии.
МТК «Транссиб» получил официальный статус после учрежде­ния Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, который был сформирован на основании декларации, принятой в Москве в 1993 г. на Международной конференции по пе­ревозкам грузов по Транссибирской магистрали.
В настоящее время в составе Координационного совета насчитывается 66 коллективных членов. В их числе: железные дороги РоЫ сии, Украины, Казахстана, Белоруссии, Финляндии, Польши, Германии, Словакии и Монголии; четыре судоходных компании, включая Дальневосточное пароходство; все порты Дальнего Востока и Европейской части России, ассоциации экспедиторов Европы (ГЕТО), Японии, Южной Кореи и основные операторы России.
Основными задачами Координационного совета являются ко­ординация деятельности участников перевозки грузов по Трансси­бирской магистрали, создание согласованных условий и принципов для совместного взаимодействия перевозчиков, экспедиторов и опе­раторов, обеспечение высокоэффективной и качественной работы.
В обширный перечень выполняемых им функций включены: согла­сование объемов перевозок и определение приоритетных направлений комплексного развития транспортной и экспедиторской инфраструк­туры, включая мероприятия по техническому содержанию магистрали.
Исполнительным органом Координационного совета является Сек­ретариат во главе с Генеральным секретарем, находящийся в Москве при Председателе Совета. Заместители Генерального секретаря осущест­вляют свою деятельность в г. Сант-Галлене (Швейцария) и в г. Токио (Япония). Кроме того, в состав Секретариата входят три региональных секретаря по регионам: России, стран СНГ и Балтии; Европы и Сканди­навии; Дальнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона.
Коридор ТРАСЕКА является также одним из важнейших евро-азиатских транспортных направлений. В формировании этого кори­дора участвуют Украина, Турция, Казахстан, республики Закавказья и Средней Азии при тесном взаимодействии с ЕС, а также с Китаем и другими заинтересованными странами.
Управляющим органом коридора является Межправительствен­ная комиссия ТРАСЕКА по транспортному коридору Европа — Кав­каз — Азия. В соответствии с решениями комиссии зафиксировано основное направление коридора Стамбул — Бургас — Констанца/Одес­са — Поти — Тбилиси — Баку — Туркменбаши — Ашхабад — Чарджоу-Бухара — Ташкент — Джамбул — Алматы — Китай, а также ответвления: Бухара — Душанбе; Актау — Бейнеу — Чарджоу; Джамбул — Бишкек.
Россия пока не задействована в столь важном региональном инте­грационном проекте, хотя для этого имеются все необходимые предпо­сылки. Данное транспортное соединение является, по существу, альтер­нативной российским коммуникациям, соединяющим Европу и Азию.
Таким образом, к началу XXIв. проделана большая работа по формированию МТК в Европе и Азии, Россия активно включилась в этот процесс. В связи с этим наибольшую актуальность приобрели проблемы выбора коммуникаций различных видов транспорта для включения в состав коридоров, разработки направлений развития транспортной инфраструктуры международного значения на терри­тории страны и совершенствования государственного регулирования процесса формирования системы МТК в Российской Федерации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Китай говорит, что его Новый шелковый путь не является геополитическим инструментом

Китайский проект создания глобальной сети транспортных коридоров Новый шелковый путь не станет "геополитическим инструментом" ил...